воскресенье, 14 октября 2012 г.

ЕГЭ или не ЕГЭ?

Прочитал "Первое сентября" № 13 от 11 августа 2012. Предлагаю Вашему вниманию эту статью:
Лето – время, удобное для размышлений, и наша почта тому порукой.
Темы писем разные, но о ЕГЭ говорят чаще, и вот закономерность: что ни год – новый поворот в осмыслении изменений, происходящих в школьной действительности в связи с формой экзамена. Похоже, на сегодня главной заботой учителей стали заметное изменение в поведении старшеклассников и вопросы этики в целом.
Такое, например, письмо пришло:
«Определившись с поступлением, многие ребята звонят или заходят, чтобы рассказать, что и как у них получилось. Неожиданно появился и ученик, который ушел из нашей школы после 9 класса, а теперь зачислен на самый престижный факультет университета. Пришел, чтобы рассказать об успешности своего плана.
Он, видите ли, вовремя понял, что в нашей сильной школе ему по 95 баллов за экзамен не светит, и перешел в самую слабую, где можно было все силы и время отдать подготовке к ЕГЭ. И говорил: вы только представьте, сколько крови бы мне попортил наш историк… а учитель химии! Они классные учителя, но ведь им надо все в лучшем виде, а я не должен был распыляться, таковы условия.
Честно говоря, меня это покоробило. Что это за условия мы создаем детям, чтобы они меняли хорошее на плохое и чтобы плохое вдруг становилось выгодным?»
То есть не сама по себе инициативность ученика тревожит учителя, а стратегия «объегоривания» в гонке за баллами. Главное, все по правилам. Это и впрямь волнует больше, чем фотоаппарат в пуговице, который был обнаружен у сдающего, о чем нам тоже написали. И вот уже некоторые учителя начинают пересматривать собственные представления о «хорошо/плохо» в контексте «новых условий»:
«В этом году отмечается 50 лет первых физматклассов в СССР. Конкурсы туда были огромные, учили там на высоте. Но вот я смотрю по результатам и вижу, что из нашего класса знамениты не те, кто хорошо учился, а кто едва тянул или вылетел с треском. Один так учился, что каждый год его хотели исключить, а он стал дипломатом. А я училась очень хорошо, притом долго сомневалась, достойна ли я высокой профессии учителя. И вот мой результат: в этом году нам, учителям, «резко повысили» зарплату, так что отпускных получила на 15% меньше, чем в прошлом году. Имея 24 часа, а также все возможные категории и надбавки – чуть менее 30 000 отпускных. Вот бы удивились мои школьные учителя!»
Что правда: изменения идут вихрем, и кажется, они сметают все нравственные опоры. Но стоит присмотреться: что на самом деле опора, а что – воспроизведение какого-то расхожего представления. Да, дети стали искать иные пути. Да, хорошая учеба не гарантия жизненного благополучия. Все куда сложнее. Однако и эти сомнения, и желание поделиться ими что-то в нас поправляют…
Вопросы качества образования отслеживаются на всех профессиональных конкурсах. Но говорит ли это о необходимом качестве. Да, участвуют в конкурсах не все педагогические работники. Да, высокие результаты есть не у всех. Но... Высокая успеваемость говорит о хорошем образовании? ЕГЭ показывает нам многие ситуации, где также нужно продумывать и прорабатывать организационные моменты, вопросы подготовки. Стоит отметить, что в последнее время вижу тенденцию в гонке за результатами ЕГЭ. Существуют средние показатели по стране, области, городу и, даже, округам того или иного муниципального образования. Средний балл по школе сравнивается с этими показателями. А возможно ли это? Уверен, что есть ученики, для которых порог успешности по математике - это уже событие! И учителю необходимо с одной стороны не допустить отстающих, а с другой стороны уделять внимание одаренным детям. Как Вы думаете, в каком направлении пойдет учитель? Верно, он отправиться за ЕГЭ. Олимпиады из года в год теряют качественные результаты. Возможно, количественные и не теряет, но это не показатель работы. Еще много остается вопросов, но я предлагаю обсудить и прокомментировать эту проблем опытных коллег, может, в силу неопытности я задаюсь такими вопросами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий