К основному контенту

Учитель года

День первый. 30 марта


В любом конкурсе есть вступление и окончание. Конкурс Учитель года начинается, порой, с момента окончания предыдущего конкурса. Некоторые готовятся год, другие в сентябре, а для меня… 

Для меня вступление в конкурс началось с открытия. В МЭЦ была очень красивая и добрая встреча. Играла музыка и девочки, которые играли на музыкальных инструментах, живо обсуждали: учитель я или нет. На душе стало тепло от мысли, что меня еще могут принять за старшеклассника. 
В зале было легкое волнение. Ощущение можно было сравнить с приемом гостей на праздновании дня рождения. Все трепетно ждали не только начала торжественной части открытия конкурса, а сколько реализации своих идей. 
Захватило дух, при виде девушек, которые танцевали русские народные танцы. Среди коллег прозвучал вопрос: «А они не устали?» Учителя. Что тут еще сказать? 
Потом череда номеров детской самодеятельности, которая прервалась торжественным словом заместителя директора Департамента образования города Краснодара, Татьяны Васильевны Ступко. 
В зале повисла тишина, как на выпускном вечере. Это означало, что еще мгновение и для нас начнется конкурс. 
Но волнительный момент отодвигали. На сцену вышли представители Совета Ассоциации участников конкурса «Учитель года города Краснодара». Они желали конкурсантам отличных уроков и творческих достижений на конкурсе.
Вынесли главную награду на сцену – «Хрустального пеликана».
А следом вынесли Кристалл "За содействие профессиональному совершенствованию участников конкурса "Учитель года города Краснодара" в 2012 году, учреждённый Ассоциацией. В душе защемило чувство радости, когда его вручили Федору Ивановичу Ваховскому. Зал встал. Овации. 
После было еще несколько творческих номеров. 
Пришла пора знакомиться с участниками. В год «Российской истории» на сцену выходили театрализованные исторические личности для каждой номинации. Кутузова я запомню на долгие годы… 
Высказывали свои пожелания, а после ведущие называли имя и отчество, предмет и номер. 
А я искал взглядом в зале своих коллег, чтобы ощутить их поддержку. Конкурс начался...
=========================================

День второй

Наступил конкурсный день. Волнение зашкаливало. В этот день в жюри были директора образовательных учреждений города. Каждый учитель волнуется, услышав, что его в свой кабинет приглашает директор, а тут 4-5 директоров! Каждый из них очень внимательно следит не только за каждым твоим словом, но и за каждым действием, но обо всем подробнее...


Уже на входе в школьные коридоры был установлен стенд с информацией о ходе и плане проведения конкурсной недели. Рядом стоял "Хрустальный пеликан". впервые у меня появилась возможность посмотреть на него вблизи. Посмотрел, но напряжение от этого не исчезло. Отправляюсь в комнату для конкурсантов. Рабочая атмосфера, все готовятся к началу конкурса, но никто не суетится. Этот кабинет я запомню на долгие годы, а тем более учителей, которые там сидели: добрые и отзывчивые, как и все учителя, но еще и сопереживающие, как-то особенно, как могут только учителя, работающие в начальной школе.
Всех пригласили в актовый зал. Через несколько минут начнется конкурс "Учитель года города Краснодара 2012"
В зале были установлены надувные фигуры мальчика и девочки, сделанные из разноцветных шаров. Как потом оказалось, это были талисманы конкурса. Началось представление с зажигательной песни группы Авария "Недетское время" и замечательного танца учеников под эту музыку. Потом еще долго в моей голове звучали слова "Нам надоели: мишки в постели..." Почему эти слова? Никогда не смогу ответить на этот вопрос.
Потом к микрофону вышла Татьяна Адольфовна. Она говорила спокойно и уверено, от чего внутри сердце стучало сильнее. Казалось, что мир наполнился спокойствием, как улицы снегом. Татьяна Адольфовна и этот факт не упустила из своего напутственного слова. Не стану рассказывать эту историю, чтобы сохранить интригу для "новых" участников конкурса.
Лица у всех были не совсем веселые, а скорее наоборот. Но это была не грусть, а обдумывание уже первого конкурсного задания, потому что прямо из актового зала все участники отправились по аудиториям.
Внимательно слушали не только жюри-директора, но и участники. За несколько минут я смог увидеть несколько судеб. Учителя открывались, признавались, мечтали. Творческий подход у некоторых участников усиливал мое волнение. Иногда хотелось спеть, а порой и станцевать.
Эльвира Ульфатовна была вылитая Мэри Поппинс. Мне понравилось все ее выступление: живое, интересное и яркое. Продумано было все от начало до конца "визитки". "Учитель - главная профессия на земле" так и звучало из ее выступления.
Справа и слева от меня сидели заместители директора гимназии № 25. Казалось, что хоть одна оговорка, ошибка и я никогда не смогу смотреть им в глаза.
Анастасия Вадимовна выступала тоже с поддержкой учеников. Улыбкой своей она покоряла весь зал. А дети, вторили ей, улыбаясь и сверкая радужным взглядом.
А вот Галина Витальевна показала, что она может с улыбкой рассказывать о своем педагогическом пути и очень серьезно, о своей педагогической лаборатории.
В своей педагогической лаборатории я старался рассказать о том "мужском" беспорядке, который твориться в лаборатории. Чтобы навести порядок нужно было найти свой путь развития и ответить на волнующие вопросы, которые и были представлены на слайде.
Жюри внимательно слушали меня, но не только они. И участники и гости внимательно всматривались в каждый мог жест, вслушивались в каждое слово. Я мечтал лишь об одном: "Хоть бы ручка у кого-нибудь упала"
Также внимательно они слушали каждого участника, но пока сидишь в "зале", то этого совсем не ощущаешь.
Светлана Викторовна рассказывала о своих методах работы. А я тем временем, обдумывал, какие из методов ее работы я смогу применить в своем учебном процессе.
Но вслед за "педагогической лабораторией" шло задание, ответ на вопрос которого начинался со слов: "Я бы поступил так..."
После ответов на эти вопросы подошел к концу первый день испытаний. Директора поблагодарили нас за интересную работу, выступления и обобщение своего опыта. Участники остались им очень благодарны. На это работа "директорского" жюри прекратилась, а что было далее... узнаем в следующем сообщении.
=========================================

День третий. Урок

Уроr. Самое интересное, что бывает в жизни учителя. Пусть он не всегда получается так, как его задумываешь, но потому мы и учителя, чтобы в любой момент прийти на помощь коллеги и провести урок в другом классе. Проводить урок в незнакомом классе, всегда трудно. Всегда думаешь, как объяснить, как подтолкнуть к поиску темы урока. В привычной обстановки знаешь способности всех учеников, а тут?!
Пересмотрел фотографии с конкурса. Руки не опускались не на секунду. Они были готовы поддержать, помочь.Урок свой я начал с беседы с учениками еще на перемене. Разговор перед уроком всегда помогает настроиться на новую тему, узнать, как чувствуют себя ребята, какое настроение, мысли, идеи.
На уроке царила атмосфера весны, тепла. Солнце игриво светило в окно, на столе стояла ваза с тюльпанами. Каждая ученица смогла в подарок взять по одному тюльпану. Цветы, как нельзя лучше, украшают любую женскую улыбку.
Учащиеся слушали внимательно, не отставали и члены жюри и гости урока. Специально для них я подготовил небольшие задания, которые учащиеся смогли выполнить, как дополнительные, а гости смогли применить знания, полученные на уроке в практической деятельности. Урок был интересен и мне и ученикам. Это важнее всех оценок. Они справились со всеми заданиями и получали памятные подарки. Урок прошел без единой записи, хотя терминов было много, было много учебного материала, но ученики запомнили «как, что и где» искать информацию и это они смогли и продемонстрировать в ходе урока. Спасибо вам, ребята…
=========================================

Классный учитель мимо твиттера не пройдет

В этом убежден преподаватель информатики гимназии № 25 Владимир Копылов, мечтающий объединить коллег не только в реальности, но и в виртуальности, победитель ХII профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара-2012»

Стихи как ключ к бейсику и паскалю…

Обычный такой, современный компьютерный класс: соединенные сеткой консоли и учительский стол с «таблеткой», ноутбуки, похожие на комиксы стенды с видами информации и способами ее кодирования.
Последние, к слову, ноу-хау Владимира, которого самого легко принять за старшеклассника - если б не синяя лента с пеликаном, символом наставничества, на стене позади него.- Почему я пришел в школу? - переспрашивает он после того, как ответы на все ученические вопросы о системных шинах и кластерах получены, параграфы заданы, а ученики убежали играть в футбол. - У меня, как в бородатом анекдоте, два ответа. С какого начать? Каждый, кто выбирает профессию учителя, должен понимать, что будет работать не за зарплату, а по призванию. Мне же просто повезло - я рано начал: еще в 11-м классе вел занятия в моей же гимназии № 54, потом мне предложили часы в 10-х классах, а через год - в 11-х.Володя не отрицает, что самый волнительный урок - первый, и дело не только в знакомстве с классом: «Каждый раз ломаю голову, как подать тему не слишком обыденно». «Не слишком обыденно», по Копылову, выглядит так: в начале урока он читает стихи собственного сочинения с терминами из той темы, которая стоит на повестке учебного плана, - если хочешь понять, о чем лирика, придется открыть учебник. Тем же ученикам, которые уже владеют основными языками программирования - бейсиком и паскалем, предлагает попробовать себя, например, в видеопроектах.

Научить за 15 минут

Конкурс «Учитель года города Краснодара-2012» был второй попыткой Владимира покорить главный педагогический олимп столицы Кубани: в 2011-м Копылов не прошел заочный этап. Зато в этом году уверенно вошел в пятерку суперфиналистов. «Перед финалом ответственный секретарь конкурса Татьяна Ваховская дала нам установку: выступление должно быть достойным, - говорит Владимир, - и я решил сыграть на необычности».Как и всем участникам, Копылову отводилось на задание 15 минут: за это время ему нужно было объяснить ученикам, как делать газету, и показать жюри их продукт. Учитель разбил одиннадцатиклассников на группы: пока одни искали в Интернете контент для газеты «Учитель года», другие в Publisher делали ее макет, а жюри под свиридовскую мелодию «Время, вперед!» следило за процессом на большом экране. И вдруг на последних минутах конкурса экран гаснет, а затем загорается - и на нем готовая газета! Вот таким драматургическим ходом Копылов покорил жюри, сорвав овации зала…- А темой моей «нобелевской» лекции были проблемы молодых педагогов: поскольку идет Год российской истории, я проследил, как менялось отношение общества к педагогам с петровской эпохи до наших дней, - продолжает Владимир. - Другое задание, классный час, закончилось тем, что мы с ребятами из старших классов той школы, где проходил «Учитель года-2012», придумали новую традицию: я отдал им запечатанный конверт с наказами, а они обещали открыть его на выпускном балу и ответить самому себе на вопрос «Что я оставлю после себя школе?».

Каждому педагогу - по микроблогу

Думаете, Копылов с утра до вечера готовится к урокам? Как бы не так. Учитель новой формации находит время и на участие в конкурсе среди читателей губернаторского твиттера (надо было сделать прогноз счета в футбольном дерби между «Кубанью» и «Краснодаром» - сыграли 2:0, на память о встрече с Александром Ткачевым у Володи остался шарф желто-зеленых), и на мастер-классы по объятиям во время флэшмобов.И на Селигер как член молодежного совета он каждый год ездит: «Впервые побывал там в 2009 году - не успел прилететь, как мы все пошли на встречу с Владимиром Путиным. Впечатлений - на всю жизнь! А в прошлом году я уже представлял свой проект глобального педагогического твиттер-сообщества: моя мечта - чтобы все-все директора школ, учителя и специалисты городской системы образования, как наш мэр Владимир Евланов, общались друг с другом в твиттере», - делится Копылов.- Еще этой зимой мы организовали ассоциацию молодых педагогов Кубани: будем анализировать наши общие проблемы, о которых не всегда принято говорить, и выработаем стратегию их решения, - продолжает учитель. - Обсудим их в июне в лагере «Регион 93» во время смены «Молодой учитель». Приходящей в школу молодежи сложно адаптироваться? Сложно. А помочь можно? Можно. Как? Развивая институт наставничества, ведь каждый педагог когда-то был зеленым и мало что умел.

=========================================
Из газет:
Владимир Андреевич, учитель информатики (№ 24).
Мое жизненное кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь. Школа – это родной дом и для учителя, и для ученика. И если ученик становится впоследствии учителем – это и есть результат дальнего действия. Может быть, среди моих учеников уже есть тот, кто продолжит мое дело».
(газета МБОУ СОШ № 24 от 02.04.2012)

Второй урок – информатика. Перед уроком мы очень дружелюбно пообщались с учителем, и это уже настроило нас на позитив. Тема урока: «Разновидности поисковых систем. Работа в Интернете». Первый же вопрос: «Вы хотите профессионально находить информацию в Интернете?». В глазах всех моих одноклассников появилась искра заинтересованности! Урок Владимира Андреевича (№ 24)был заполнен до секунды. Разделив класс на две группы, он использовал соревновательный прием, игры, связанные с компьютерными и Интернет-ресурсами. 40 минут пролетели как одно мгновение. На таком уроке хочется быть каждый день!
(газета МБОУ СОШ № 24 от 03.04.2012 

Веселова Алена 11 "А")
Блиц-опрос после 15 минут общения 10 «А» с конкурсантом № 24.
- Что вы можете сказать о своих впечатлениях после мероприятия?
Учитель информатики (№24) Владимир Андреевич первой же фразой настроил детей на философское осмысление темы: «Каждая минута – это шаг, каждый шаг – это след на земле. Обязательно ли след должен быть материален? Или след – это наши традиции и достижения? Расскажите о традициях и достижениях Вашего класса». Детям было что рассказать. Это победы в конкурсах, олимпиадах, КТД, шефство над ветеранами ВОВ…. и вишнёвый пирог даже после самых маленьких побед. В заключении Владимир Андреевич оставил свой след в душах наших детей.
 - Владимир Андреевич (№ 24) великолепно справился со своим заданием, не обделил ни одного ученика вниманием, хотел услышать мнение каждого. Несмотря на то, что на подготовку давалось совсем немного времени (15 минут), он не растерялся, подобрал музыку, сделал презентацию, придумал такой замечательный способ провести встречу. Нам всем очень понравилось «Письмо времени», которое он сделал. Надеюсь, мы достанем этот конверт лет через 20 и прочитаем все, что там написано! Спасибо большое, Владимир Андреевич, Вы действительно заставили нас задуматься о том, что мы оставим после себя! (Вика Терентьева).- Мне понравилось, что преподаватель креативно подошел к такому, казалось бы, обычному вопросу: «Что вы оставите после себя?». Я действительно задумалась над этим. Больше всего понравилась идея с письмом, в которое мы положили самые важные вещи: традиции, кодекс школьника и наши достижения. (Галя Палиева)- Мне понравилось, что мы высказывали свое мнение на листах, а потом запечатали их в конверт в виде нашей школы; мы всерьез задумались над этой темой, и я до сих пор размышляю, какие традиции уже есть у нас в школе и какие можно еще добавить. (Мадина Дадаева).
- Очень понравилась идея о здании школы, где фундамент – традиции, основа – школьный кодекс, а крыша – достижения.( Маша Половникова).
- Владимир Андреевич удивил нас своим методом проведения классного часа. Во-первых, он сделал все оригинально, здорово, классно! А во-вторых, он сразил нас своим обаянием. Видно, что он очень добрый, вежливый, умный, творческий, ведь он подарил нам свои стихи на память. (Ольга Труфанова).- Кроме всего прочего, мне очень понравилась идея начать мероприятие с песни группы «ДДТ» «Это все, что останется после меня…» и закончить его своими стихами:- Мне понравилось, что преподаватель креативно подошел к такому, казалось бы, обычному вопросу: «Что вы оставите после себя?». Я действительно задумалась над этим. Больше всего понравилась идея с письмом, в которое мы положили самые важные вещи: традиции, кодекс школьника и наши достижения. (Галя Палиева)- Мне понравилось, что мы высказывали свое мнение на листах, а потом запечатали их в конверт в виде нашей школы; мы всерьез задумались над этой темой, и я до сих пор размышляю, какие традиции уже есть у нас в школе и какие можно еще добавить. (Мадина Дадаева).
- Очень понравилась идея о здании школы, где фундамент – традиции, основа – школьный кодекс, а крыша – достижения.( Маша Половникова).
- Владимир Андреевич удивил нас своим методом проведения классного часа. Во-первых, он сделал все оригинально, здорово, классно! А во-вторых, он сразил нас своим обаянием. Видно, что он очень добрый, вежливый, умный, творческий, ведь он подарил нам свои стихи на память. (Ольга Труфанова).- Кроме всего прочего, мне очень понравилась идея начать мероприятие с песни группы «ДДТ» «Это все, что останется после меня…» и закончить его своими стихами:- Мне понравилось, что мы высказывали свое мнение на листах, а потом запечатали их в конверт в виде нашей школы; мы всерьез задумались над этой темой, и я до сих пор размышляю, какие традиции уже есть у нас в школе и какие можно еще добавить. (Мадина Дадаева).
- Очень понравилась идея о здании школы, где фундамент – традиции, основа – школьный кодекс, а крыша – достижения.( Маша Половникова).
- Владимир Андреевич удивил нас своим методом проведения классного часа. Во-первых, он сделал все оригинально, здорово, классно! А во-вторых, он сразил нас своим обаянием. Видно, что он очень добрый, вежливый, умный, творческий, ведь он подарил нам свои стихи на память. (Ольга Труфанова).- Кроме всего прочего, мне очень понравилась идея начать мероприятие с песни группы «ДДТ» «Это все, что останется после меня…» и закончить его своими стихами:- Очень понравилась идея о здании школы, где фундамент – традиции, основа – школьный кодекс, а крыша – достижения.( Маша Половникова).- Владимир Андреевич удивил нас своим методом проведения классного часа. Во-первых, он сделал все оригинально, здорово, классно! А во-вторых, он сразил нас своим обаянием. Видно, что он очень добрый, вежливый, умный, творческий, ведь он подарил нам свои стихи на память. (Ольга Труфанова).
- Кроме всего прочего, мне очень понравилась идея начать мероприятие с песни группы «ДДТ» «Это все, что останется после меня…» и закончить его своими стихами:- Владимир Андреевич удивил нас своим методом проведения классного часа. Во-первых, он сделал все оригинально, здорово, классно! А во-вторых, он сразил нас своим обаянием. Видно, что он очень добрый, вежливый, умный, творческий, ведь он подарил нам свои стихи на память. (Ольга Труфанова).- Кроме всего прочего, мне очень понравилась идея начать мероприятие с песни группы «ДДТ» «Это все, что останется после меня…» и закончить его своими стихами:
…Это все, что останется после меня,
Что действительно будут ценить,
Это мои мысли и мои же слова…

Это все, за что надо любить…
- Кроме всего прочего, мне очень понравилась идея начать мероприятие с песни группы «ДДТ» «Это все, что останется после меня…» и закончить его своими стихами: Классный час получился интересным, хорошо организованным, логически завершенным. (Полина Фомина).Владимир Андреевич и еще четверо конкурсантов продолжат свою борьбу в суперфинале. Расправляйте крылья для высокого полета!
Блиц-опрос проводила Т.Е.Петропавловская (газета МБОУ СОШ № 24 от 04.04.2012)
Конкурсный № 24. Качественный «продукт» за 15 минут! Ищем в инете макеты и презентации, заходим на сайт учительской ассоциации. Работаем в группах, с учителем, сами, создаем газету своими руками. Вот, что такое деятельностный подход! Полыхает музыка: «Время, вперед!» звенит ликующий детский голос: «Внимание! Новый выпуск газеты двадцать четвертой школы!»Конкурсант Владимир Андреевич (№24) опять применяет обескураживающий приём: он дарит мамам цветы. Его мужское обаяние вызывает улыбки и шутки. Скованность исчезает, появляется доверие, родитель введен в действие, определяется состояние его души, есть почва для восприятия информации. А дальше всё заполняется деятельным началом, в основе которого неподдельный интерес к личности ребёнка. Лаборатория сотрудничества действует. Вот тут и пошло в ход всё: анкеты, афоризмы, связывающая нить, откровения и ненавязчивая, но твёрдая установка на улучшение отношений между родителями и детьми. Родители сами находят педагогические постулаты, они чувствуют себя на уровне первооткрывателей: - чтобы быть ближе к детям, нужно больше общаться с ними; - включиться в практику совместных дел; - доверять, но и перепроверять; хорошо знать круг общения ребенка; - детей нужно не только слушать, но и слышать.По условиям жеребьёвки первым выступал Владимир Андреевич (№24), который посвятил свою пламенную речь наставнику Крившенко Л.Г. Он говорил о том, что общественное мнение порой бывает несправедливо по отношению к учителю. Начиная с эпохи Петра I, идея образования была поднята на высоту, но не учитель… Как добиться того, чтобы престиж учительской профессии был на должном социально-экономическом уровне? Как добиться обучаемости, а не обученности детей? Легко ли молодому учителю вписаться в свою профессию? На эти болевые вопросы стремился ответить конкурсант.
(газета МБОУ СОШ № 24 от 05.04.2012)


Комментарии

  1. Урок на сцене произвел на меня огромное впечатление! Прежде всего он был зрелищным, динамичным, интересным. Конечно, на обычный урок не совсем похож, но ведь это КОНКУРС! Продуман был ход урока, его начало и завершение, и главное - детям дана идея проекта... Уверенна, дети захотят продолжения! Ну и конечно, образ самого учителя - обаяние, умение вести за собой, жесты, голос, отсутствие суеты и напряжения... Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Я старался показать не только себя и свой урок, а систему работы. Молодым учителям трудно найти "свою" технологию. Надо все изучить, найти близкую. Урок охватил сразу две практические темы.

      Удалить
  2. Спасибо. Я старался показать урок, на котором результат деятельности самый наглядный. Это ничего иначе, как проект.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так было страшно, что не хватит времени... Так вовремя зазвучала музыка "Время - вперед"...Волнение, ожидание, умоляющий взгляд на Татьяну Адольфовну "Дайте еще пол минутки..." И буря радости, когда все свершилось! У меня болели ладошки от аплодисментов и колотилось сердце от переполняющих чувств гордости за учителя, за детей, за нашу профессию. Урок на сцене - это маленькая жизнь. Прожитая, прочувствованная, неповторимая...
      Спасибо, Владимир Андреевич!

      Удалить
    2. Я помню, как смотрел на Вас... Пытаясь понять сколько еще времени остается. Не знаю как в зале, но на сцене мы, с ребятами, нервничали очень сильно. Они старались, я тоже. И вот эти совместные усилия, смогли дать такой результат. Спасибо Вам! Вы мне очень помогли в этом конкурсе.

      Удалить
  3. Это очень важное Ваше качество - быть открытым, искренним и внимательным к окружающим позволяет Вам, Владимир Андреевич, решать самые сложные педагогические задачи, что с лихвой компенсирует малый педагогический опыт.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Две звезды две светлых повести...

В конце ноября подвели итоги краевого конкурса лучших классных руководителей. В каждой номинации выбрали лучшего из лучших, а за день до этого завершился краевой конкурс "Библиотекарь года". Спасибо нашим коллегам Тылик Наталью Юрьевне и Куценко Любовь Алексеевне, которые доказали, что в нашей гимназии работают лучшие из лучших. Победа каждой участнице конкурсов давались одинаково тяжело, но они справились.

Без пяти сто

"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так обожаем театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В. Г. Белинский. "В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, тысячи «я» сливаются в одно общее целое «я» в гармоническом сознании беспредельного блаженства…

Что я оставлю после себя в школе?

Здравствуйте, ребята! (играет минусовка ДДТ-Это все) Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами одну очень интересную тему. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что каждый шаг, каждый поступок, каждое слово человека оставляет след в этом мире. И каждый день, выходя из школы, мы что-то оставляем в ней. Кто-то разрисованную парту, а кто-то произведение искусства; кто-то новое посаженное дерево, а кто-то брошенную мимо урны бумажку.