К основному контенту

Основные приемы использования интерактивных досок на уроке

Полноценное использование интерактивных досок дает учителю возможность сделать работу на уроке более эффективной. Однако многие педагоги забывают, что интерактивная доска – это не чудесное средство, моментально меняющее всю работу в классе, стоит только включить ее. В конечном итоге именно учитель определяет, как и насколько полно будут задействованы функции доски, от его усилий и творческого воображения зависит, будут ли реализованы все возможности устройства. 

Практика показывает, что наиболее серьезное препятствие, с которым сталкиваются педагоги при работе с интерактивными досками, – это незнание возможностей нового учебного оборудования.Как правило, учитель начинает использовать доску в качестве экрана для презентаций или как белую поверхность для письма. Затем достаточно быстро совмещает эти две функции: оставляет место для записей прямо в презентации или соединяет рисованными стрелками отдельные изображения, надписи и блоки презентации. Независимо от того, используется ли PowerPoint или программное обеспечение доски, учитель почти не выходит за пределы привычного формата презентации. Даже не всегда дети получают возможность сделать что-то у доски самостоятельно, что существенно сужает рамки ее применения на занятиях.Что же нужно предпринять, чтобы интерактивная доска приносила реальную пользу на уроке? Первые шаги на этом пути удивительно просты, и, хотя дальнейшее зависит уже от творческого воображения учителя и усилий, затраченных им на подготовку материалов к уроку, даже несложные интерактивные приемы да­ют очевидный результат.Один из основных приемов – скрытие. Его использование позволяет заранее размещать на страницах интерактивного урока информацию, которую позже нужно будет продемонстрировать классу.
Наиболее очевидное применение этого приема – скрытие правильных ответов: ученикам очень нравится возможность самостоятельно проверить правильность выполнения заданий. Учителя, использующие этот прием, отмечают, что школьники активнее работают на уроках, охотнее вызываются отвечать у доски (это может даже восприниматься ими как награда за хорошую работу на уроке).
Интерактивные доски позволяют использовать множество способов скрытия. Некоторые из них связаны с особенностями программного обеспечения той или иной доски. Так, например, в программе интерактивных досок Panasonic имеется функция (которой нет у других производителей) «затенение», позволяющая одним касанием скрывать и открывать отдельный объект – надпись или изображение.
Другие функции универсальны, доступны при использовании интерактивных досок любого производителя. Они достаточно многообразны, различаются и по зрелищности, и по сложности исполнения, но есть несколько простых приемов, которые любой учитель может использовать при подготовке материалов к уроку.Основные приемы работы с функцией скрытия информации:для того чтобы скрыть надпись или часть надписи, картинку или фрагмент изображения, достаточно его закрасить маркером, показать спрятанное можно с помощью ластика;яркий цвет закраски привлечет внимание ребенка к месту, где можно посмотреть правильный ответ;надпись, закрашенная цветом фона, «волшебно» проявится под рукой учителя (так могут скрываться пропущенные буквы в словах или ответы в математических примерах);можно спрятать текст, нарисовав поверх него прямоугольник или другую геометрическую фигуру с цветной заливкой или вставив картинку. Сдвинув закрывающее ответ изображение, ученик или учитель открывает правильный ответ. Картинка может не только указывать расположение ответа, но и нести смысловую нагрузку, например, на занятиях иностранным языком можно скрывать за изображениями предметов или животных их названия.При проверке знаний обучающихся применение приема «скрытие» позволяет не только заинтересовать учеников, повысить активность их работы на уроке, но и еще раз напомнить правильные ответы – в большинстве случаев (если не во всех) дополнительное визуальное закрепление будет полезно.При этом учитель сохраняет контроль над всеми действиями, которые производятся на доске. Например, он может заранее заготовить на странице подсказки и открыть их или оставить закрытыми, в зависимости от того, как класс справляется с заданием.Скрытие может использоваться и при других формах работы, например для постепенного открытия информации на странице при объяснении материала.Несомненно, обучение работе с интерактивной доской – на очном семинаре или с помощью видеоуроков в Интернете – поможет учителю быстрее и более уверенно начать использовать ее возможности, но достаточно самостоятельно освоить несколько простых приемов, чтобы применение нового учебного оборудования стало приносить результаты. Главное – понять возможности интерактивной доски и, исходя из этого, определить ее место на уроке. Ведь только от учителя зависит, будет доска лишь обычной заменой экрана или основным рабочим инструментом.

Комментарии

  1. Интерактивные доски, это шаг в перёд в сфере обучения. Интерактивные доски позволяют экономить время на уроках, благодаря им получение знаний станет проще и эффективнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Они позволяют быстро делать то, что на обычной доске не успеешь. На урок информатики не представлю жизнь без них, особенно в "блок-схемах". Люблю, когда ученики с удивлением смотрят на четкие овалы и прямоугольники. Уроки удобно сохранять для параллели. Объяснить какой-то вопрос - просто добавив страницу.

      Удалить
  2. Я скопировала себе эту статью, оставлю её до лучших времён: когда в моём кабинете появится такая доска=))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, как только Вы станете обладателем такой доски, то смело можете звонить мне и спрашивать любые вопросы. Всегда помогу.

      Удалить
  3. Хотелось бы заметить, что интерактивными досками оснащена большая часть кабинетов школ Краснодара, но во многих школах интерактивная доска играет роль украшения кабинета, а не для улучшения качества образования детей, ведь она очень упрощает восприятие информации, потому что сейчас на "дворе" век новых технологий и детям интереснее и понятнее обучаться "на интерактивных" досках! Очень рад, что вы во всем объеме используете новые технологии и школьный инвентарь не простаивает без дела!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Такой, может, резкий комментарий, который мне очень понравился. Интерактивная доска - действительно оно из полезных достижений учителя, но все новые инструменты для иллюстративного метода объяснения, действительно, порой простаивают. Недавно побывал на уроке биологии, где учитель показывал опыты на электронном микроскопе. Честно, воспользовался служебным положением и несколько минут экспериментировал с ним!)

      Удалить
  4. У нас в 54 тоже используют интерактивные доски, но конечно же не везде. Приходите к нам, исправьте ситуацию:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаю, что на уроке информатики точно. Потому что, когда я еще работал в гимназии № 54, то в кабинете информатики осталась только интерактивная доска и поэтому любой материал объяснить можно только на ней.

      Удалить
  5. Интерактивные доски очень полезная штука, но их использование зависит от преподавателя, поэтому Владимир вы молодец

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. А как бы Вы предложили использовать интерактивную доску на уроках-тестах. вот мне интересно кто-нибудь пытался выполнить тест с классом на интерактивной доске.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Две звезды две светлых повести...

В конце ноября подвели итоги краевого конкурса лучших классных руководителей. В каждой номинации выбрали лучшего из лучших, а за день до этого завершился краевой конкурс "Библиотекарь года". Спасибо нашим коллегам Тылик Наталью Юрьевне и Куценко Любовь Алексеевне, которые доказали, что в нашей гимназии работают лучшие из лучших. Победа каждой участнице конкурсов давались одинаково тяжело, но они справились.

Без пяти сто

"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так обожаем театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В. Г. Белинский. "В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, тысячи «я» сливаются в одно общее целое «я» в гармоническом сознании беспредельного блаженства…

Что я оставлю после себя в школе?

Здравствуйте, ребята! (играет минусовка ДДТ-Это все) Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами одну очень интересную тему. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что каждый шаг, каждый поступок, каждое слово человека оставляет след в этом мире. И каждый день, выходя из школы, мы что-то оставляем в ней. Кто-то разрисованную парту, а кто-то произведение искусства; кто-то новое посаженное дерево, а кто-то брошенную мимо урны бумажку.