среда, 9 мая 2012 г.

Времена не выбирают…

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
А. С. Пушкин

Посвящаю своему учителю
Крившенко Ларисе Григорьевне.

Времена не выбирают… 
И сейчас, и на протяжении многих лет общественное мнение складывается не в пользу для современного школьного образования: школу считают единственной сферой, которая остается равнодушной к требованиям времени, которая сопротивляется изменениям.
Уважаемые коллеги! Единомышленники! Я повторяю: так несправедливо порой к нам общественное мнение. И все же каждый год молодые учителя входят в класс с надеждой и говорят с волнением: «Здравствуйте, дети!» Что ими движет? Какие точки опоры надеются найти они на тернистом пути Просвещения?
Каким будет этот путь? Прямым как стрела, или в какой-то момент мы окажемся снова на перепутье, как уже неоднократно бывало с нами? Вопрос в том, найдем ли мы выход?!
Учитель - система координат, проводник во Времени. Возлагая на себя эту миссию, как и многие из вас, я мысленно переношусь в наше далекое прошлое.
I четверть ХVIII века. Петровские реформы, во времена которых русскому человеку надо было их осознать, принять или отвергнуть, найти свое место среди них. Две главные идеи царя - реформатора: идея государственности и идея светского образования – должны были материализоваться путем создания школ, училищ, научных учреждений, театров. Сильное государство могут построить и им же управлять образованные люди. И Петр I понимал это. Идея Просвещения была поднята на небывалую высоту, а вот роль учителя сводилась к передаче элементарных практических знаний. О духовном начале учителя никто и не помышлял.
Времена не выбирают…

ХVIII век. 2-я половина. Отечественное просвещение родилось на русской почве и отвечало на насущные вопросы русской жизни. Для судеб русской культуры имел неоценимое значение тот факт, что русские просветители в своей деятельности были движимы чувствами гражданственности и любви к Отечеству. Это обогатило наше Просвещение благородными гуманистическими идеями.
В это же время формируется система Государственного образования, которую Иван Иванович Бецкой, сподвижник Екатерины II, ставил выше частного образования. Именно он призывал педагогов того времени осуществлять взаимосвязь между умственным, физическим и нравственным воспитанием, считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Поэтому таким естественным стал переход к идее духовного наставничества в 19 веке. Изменилась ли роль учителя? …Безусловно! Учитель стал символом жертвенности и подвижничества. Молодые разночинцы пошли в народ с идеей всеобщего просветительства. Подобно Прометею, играли с огнем, обжигая себя и других, не оставаясь безучастными и равнодушными к судьбе своего народа.
Времена не выбирают…

ХХ век. Научно-технический прогресс, новые открытия, достижения в различных областях науки, культуры позволили советскому учителю приблизиться к воспитанию гармонично развитой личности. Педагоги- новаторы во главу угла поставили новые принципы воспитания и образования: сотрудничество, сотворчество, взаимопонимание и взаимоуважение. Снова бесконечный поиск…
И вот век XXI. Завершив мысленно вместе с вами этот путь, я понимаю, что идеи русского просветительства, отраженные и преломленные на русской почве во времени, сошлись в моих мыслях, моём сердце. И я, молодой учитель, беру с собой этот бесценный багаж и устремляюсь вперед, чтобы найти ту единственную, верную, выбранную по зову сердца новую дорогу.
Я хочу двигаться дальше, хочу жить в этой профессии и творить!
Но у меня, как и у многих молодых коллег, возникают вопросы, ответы на которые я надеюсь найти.
Как помочь детям научиться учиться, добывая необходимые знания из безбрежного океана информации?
Как в школьных буднях добиться высокого уровня обучаемости, а не обученности?
Достаточно ли современному учителю быть только хранителем времени, копилкой знаний?
А, выбранная мною профессия, – мужская или женская?
И где я могу найти ответ на вопрос: какая глобальная идея заложена в подушевом финансировании?
Но, безусловно, главный вопрос: почему так низок статус профессии педагога?
Времена не выбирают…

Очевидно, что проблемы и противоречия сами собой не решаются. Я не один задаюсь такими вопросами, которые являются отражением парадоксов современного образования, а значит, у каждого молодого учителя должны быть точки опоры.
Полагаю, что я нашел их для себя. Это и традиции отечественного просвещения, и идеи гуманизма, это и авторитет наставника, и мои коллеги, ставшие второй семьей, верящие мне … и в меня, и, без сомнения, доверие детей…

Легко ли быть молодым учителем?

И нет, и да. Да – потому что можно позволить себе помечтать, оторвавшись от заумных определений теории о своей, «облачной» технологии, которая позволит мне и моим ученикам подняться выше, совершенствоваться, а оттуда, свысока, лучше увидеть решение тех вопросов, которые мы задаем себе и которые предлагает время…
Времена не выбирают, но Время не стоит на месте. Время, вперёд!

8 комментариев:

  1. Владимир Андреевич, сегодня вышел очередной номер педагогического издания Краснодара газета "Панорама образования" с Вашей Нобелевской лекцией! По завершении краевого конкурса передам Вам авторский экземпляр. Поздравляю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Я перечитываю нобелевскую лекцию каждый день. Как хорошо, что есть такое конкурсное испытание в городском конкурсе.

      Удалить
  2. Слышала эту лекцию... Рада, что не только услышала, но и есть возможность теперь перечитать-обдумать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен. Перечитывать всегда лучше, чем слушать. Можно остановиться и подумать, задуматься, вдуматься. Перечитал все нобелевские лекции в выпуске "Панорамы образования". Это потрясающее ощущение. Каждая уникальна, каждая о самом важном, ценном.

      Удалить
  3. Конкурс "Учитель года города Краснодара - 2012" открыл новые имена талантливых молодых педагогов. Среди них имя Владимира Андреевича Копылова. Удачи Вам на краевом этапе Конкурса! Мы будем болеть за Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Очень приятно слышать такие слова. Но в этом году я смог увидеть работу профессионалов. Цели намечены, есть к чему стремиться. Считаю, что молодые учителя должны стремиться достичь такого же уровня. Все впереди.

      Удалить
  4. Времена не выбирают, но времена выбирают нас... Наше место в нашем времени! Перечитала Ваши слова. Интересные вопросы, вечные вопросы... Почему "вечные"? Помню своих наставников, преподавателей института, их попытки ответить, нам, студентам, на эти вопросы. Те, кто задавался такими вопросами, остались работать в школах (тогда как многие ушли - времена не выбирают). На многие вопросы ищу ответы и сейчас, некоторые вопросы становятся предметом обсуждения во время телефонных разговоров с сокурсниками. Владимир Андреевич, Ваши материалы интересны и полезны. Удачи Вам, новых открытий и новых вопросов. Хорошо, что в школу приходят такие молодые учителя!
    Евтушенко Е.Л., Учитель года города Краснодара - 2011

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Елена Леонидовна, давно хотел сказать Вам, что огромным стимулом к подготовке в конкурсе стали Ваши слова и притча. Я до сих пор считаю, что никогда в жизни не смогу повторить притчу про Фому также, как сделали Вы, но она хранится в моей памяти, и пропущена через сердце. Спасибо Вам за слова поддержки!
      С уважением, В.Копылов

      Удалить