К основному контенту

Причины неэффективной работы учителя с интерактивной доской

Интерактивные доски – удобный и востребованный инструмент учителя, работающего в начальной школе. Использование доски делает урок не только насыщенным и эффективным, но и более интересным, позволяя разнообразить работу на уроке. Однако наряду с многочисленными примерами успешного использования интерактивных досок в начальной школе есть и примеры неэффективной работы с ними. 



Причины этого разнообразны.
Для учителя приобретенная школой интерактивная доска – это возможность сделать что-то новое, вывести работу на более высокий уровень.
 Иногда эта возможность остается не только нереализованной, но даже не осознанной. Учитель видит в доске в первую очередь устройство, которое заменяет экран проектора, позволяет управлять показом изображения не мышкой, сидя за компьютером, а стоя у доски – пальцем или электронным маркером, и писать поверх изображения. Что, несомненно, удобно, но ценность этих возможностей невысока. Далеко не у каждого учителя есть время и стимул, чтобы изучать программное обеспечение, поставляемое в комплекте с доской, а именно оно и позволяет использовать все возможности и преимущества работы с интерактивной доской.
Бывает, что при использовании доски учитель испытывает неудобства, связанные с ее неправильной установкой или неудачным выбором сопутствующего оборудования – проектора. Если доска установлена в неудобном, труднодоступном месте или расположена слишком высоко, то даже учитель едва ли будет часто работать с ней, а о том, чтобы вызывать к доске учеников, не идет и речи. Интерактивную доску начнут использовать как экран, а задания ученики будут выполнять у обычной меловой доски. Неправильный выбор проектора увеличивает нагрузку на зрение, существенно ограничивая время работы с доской. Низкое качество изображения, зависящее в первую очередь от проектора, создает дополнительные неудобства: с маленького расстояния расплывчатое и мутное изображение воспринимается даже хуже, чем с большого, и интерактивную доску чаще используют как обычный экран.
Учитель может понимать, как работать с доской и как создавать собственные интерактивные ресурсы, доска может быть установлена правильно, но при этом все равно использоваться не в полной мере только потому, что учителю не хватает времени на подготовку материалов к уроку. Это большая работа, и даже если у педагога есть наработки, скажем, в PowerPoint, они лишь облегчают задачу, но не решают ее. Как правило, учителя используют в таких случаях готовые цифровые образовательные ресурсы: либо предназначенные для работы с интерактивными досками, либо обычные, рассчитанные на работу с проектором и экраном. Эти ресурсы нередко вызывают недовольство учителей, а собственные задумки педагогов так и остаются нереализованными. Возможность использовать готовые ресурсы, которые можно изменять и встраивать в собственную разработку урока, намного бы облегчила труд учителя.
 Способы повышения эффективности работы учителя с интерактивной доской
Чтобы педагог узнал те возможности, которые дает интерактивная доска, и начал активно их использовать, необходимо обучение. Не обязательно это должны быть продолжительные курсы – многим преподавателям хватает одного семинара, чтобы понять, как работать с доской, и освоить основные приемы создания собственных интерактивных ресурсов.
Возможность обмена опытом с коллегами также существенно упростила бы освоение интерактивной доски. Проще всего это сделать, если на сайте производителя досок есть форум для обмена опытом между учителями и коллекция готовых уроков, можно найти коллег, работающих с такими же интерактивными досками, в региональных или общероссийских педагогических сообществах в Интернете.
Итак, чтобы учителя начальной школы могли в полной мере использовать возможности интерактивных досок, надо помочь им разобраться, что препятствует эффективному использованию нового оборудования, и решить эту проблему: отправить учителя на обучение, устранить ошибки установки оборудования, закупить готовые ресурсы или порекомендовать зарегистрироваться на форуме, чтобы приобщиться к опыту коллег.
На первый взгляд все просто, особенно если в школе используются доски крупных и надежных мировых производителей. При правильном выборе доски и компании-поставщика многих из названных проблем не возникнет. Например, при использовании доски Panasonic учитель получает право на бесплатное обучение, а зарегистрировавшись на сайте, может скачивать готовые уроки и цифровые ресурсы для интерактивных досок. Если администрация школы при этом работает еще и с профессиональной компанией-поставщиком, то она может рассчитывать и на грамотную установку оборудования, и на помощь в выборе проектора – это обеспечит комфортную работу с интерактивной доской.
Тем не менее не все производители досок осуществляют поддержку пользователей. Мелкие производители продают свои доски очень дешево. Низкая цена достигается не только за счет экономии на материалах и комплектующих при производстве, но и за счет отказа от программы поддержки, экономии на разработке программного обеспечения, обновление которого тоже может быть проблемой. Некоторые из мировых производителей не ориентированы на работу в России, и поддержка российского потребителя может быть недостаточной. Профессиональная компания-поставщик может взять на себя часть функций по поддержке пользователей, но компания, для которой интерактивные доски только одна из тысяч позиций в каталоге, не будет тратить на это силы и средства.
Поэтому, приобретая новую интерактивную доску, следует обращать внимание не только на ее цену и технические характеристики, но и на возможности производителя и поставщика учебного оборудования.
Специальный партнер Panasonic по электронным доскам
Офис и демо-зал: Москва, Андроновское шоссе, 26, корп. 5
Тел.: (495) 663-3481 , 364-2147
www.infologics.ru, www.panaboard.ru

М.Н. Приезжая,
специалист компании "Инфологика"

Комментарии

  1. Владимир Андреевич, спасибо за статью! Я поддерживаю точку зрения, что оборудование в школу надо не только закупать и устанавливать, но еще и проводить специальное обучение учителей! И конечно, было бы гораздо лучше (утопия такая), если бы разработчики создали такое программное обеспечение, которое можно было бы на законных основаниях использовать на любой интерактивной доске. Этот вопрос я поднимала на своем сайте (http://shemyakina-eu.ucoz.ru/blog/mechty_sbyvajutsja/2012-04-12-70), ведь получается, что создавая ресурсы (а в статье правильно замечено, что, к сожалению, доска используется как проектор или просто для записи), где можно ну хотя бы двигать объекты, я ни с кем не могу в своей школе поделиться, иначе нарушу пользовательское соглашение! Несправедливо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да. Все эти юридические тонкости, да и вопросы программирования в целом, они не дают покоя мне. Я бы, как учитель информатики с утра до вечера бы творил единую систему работы школьных компьютеров. А не так, как сейчас, когда файл с одного компьютера невозможно прочитать на другом из-за отсутствия программ. Я надеюсь, что и этот вопрос в скором времени Министерство образования и науки РФ будет решать.

      Удалить
  2. Очень интересная статья!Но слишком монго информации, становится скучно. Я добавила бы фотографий, а так очень хорошая статья:))

    ОтветитьУдалить
  3. Статья довольно таки интересная но слишком затянута.Если бы чуть-чуть поменьше было бы хорошо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим, важно не количество символов в тексте, а смысл, который несет статья

      Удалить
  4. Статья интересная, но хотелось бы иллюстраций.

    ОтветитьУдалить
  5. Да причём тут иллюстрации)) хотелось бы доску интерактивную...

    ОтветитьУдалить
  6. Рад, что вы правильно используете интерактивную доску. Научили бы вы всех учителей пользоваться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я разрабатываю сейчас материал для обучения работе с интерактивной доской

      Удалить
  7. Уважаемые учителя, читайте, учитесь у Владимира Андреевича!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо! Мне нужна инициативная группа, которая сможет продумать иллюстрации.

      Удалить
  8. Владимир Андреевич очень современный и классный

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, а чем "Классный" выражается. Надеюсь не от принадлежности к кабинету?!)

      Удалить
  9. Урок с интерактивной доской - настоящий праздник для физмата!

    ОтветитьУдалить
  10. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Как ранее сказал Владимир Андреевич:"Каждому по доске!)"

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Две звезды две светлых повести...

В конце ноября подвели итоги краевого конкурса лучших классных руководителей. В каждой номинации выбрали лучшего из лучших, а за день до этого завершился краевой конкурс "Библиотекарь года". Спасибо нашим коллегам Тылик Наталью Юрьевне и Куценко Любовь Алексеевне, которые доказали, что в нашей гимназии работают лучшие из лучших. Победа каждой участнице конкурсов давались одинаково тяжело, но они справились.

Без пяти сто

"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так обожаем театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В. Г. Белинский. "В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, тысячи «я» сливаются в одно общее целое «я» в гармоническом сознании беспредельного блаженства…

Что я оставлю после себя в школе?

Здравствуйте, ребята! (играет минусовка ДДТ-Это все) Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами одну очень интересную тему. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что каждый шаг, каждый поступок, каждое слово человека оставляет след в этом мире. И каждый день, выходя из школы, мы что-то оставляем в ней. Кто-то разрисованную парту, а кто-то произведение искусства; кто-то новое посаженное дерево, а кто-то брошенную мимо урны бумажку.