И сейчас, и на протяжении многих лет общественное мнение складывается
не в пользу для современного школьного образования: школу считают единственной
сферой, которая остается равнодушной к требованиям времени, и даже консервативной, которая сопротивляется
изменениям.
Уважаемые коллеги! Единомышленники! Я повторяю: так
несправедливо порой к нам общественное мнение. И все же каждый год молодые и не
очень учителя входят в класс с надеждой и говорят с волнением: «Здравствуйте, дети!»
Что ими движет? Какие точки опоры надеются найти они на тернистом пути
Просвещения?
Каким будет этот путь? Прямым как стрела, или в какой-то
момент мы окажемся снова на перепутье, как уже неоднократно бывало с нами?
Вопрос в том, найдем ли мы выход?!
Учитель - система координат, проводник во Времени. Возлагая
на себя эту миссию, как и многие из вас, я мысленно переношусь в наше далекое
прошлое.
I четверть ХVIII века. Петровские
реформы, во времена которых русскому человеку надо было их осознать, принять
или отвергнуть, найти свое место среди них. Две главные идеи царя -
реформатора: идея государственности и идея светского образования – должны были материализоваться путем создания школ,
училищ, научных учреждений, театров. Сильное государство могут построить и им
же управлять образованные люди. И Петр I понимал это. Идея Просвещения
была поднята на небывалую высоту, а вот роль учителя сводилась к передаче
элементарных практических знаний. О духовном начале учителя никто и не
помышлял.
ХVIII век. 2-я половина.
Отечественное просвещение родилось на русской почве и отвечало на насущные вопросы русской жизни. Для судеб русской культуры имел
неоценимое значение тот факт, что русские просветители в своей деятельности
были движимы чувствами гражданственности и любви к Отечеству. Это обогатило
наше Просвещение благородными гуманистическими идеями.
В это же время формируется система Государственного образования, которую Иван
Иванович Бецкой, сподвижник Екатерины II, ставил выше частного образования. Именно он призывал
педагогов того времени осуществлять взаимосвязь между умственным, физическим и
нравственным воспитанием, считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Поэтому таким естественным стал переход к идее духовного
наставничества в 19 веке. Изменилась ли роль школы? …Безусловно! Школьный учитель
стал символом жертвенности и
подвижничества. Молодые разночинцы пошли в народ с идеей всеобщего
просветительства. Подобно Прометею, играли с огнем, обжигая себя и других, не
оставаясь безучастными и равнодушными к судьбе своего народа.
ХХ век. Научно-технический прогресс, новые открытия, достижения
в различных областях науки, культуры позволили советской школе приблизиться к воспитанию
гармонично развитой личности. Педагоги- новаторы во главу угла поставили новые
принципы воспитания и образования: сотрудничество, сотворчество,
взаимопонимание и взаимоуважение. Снова бесконечный поиск…
И вот век XXI. Завершив мысленно вместе
с вами этот путь, я понимаю, что идеи русского просветительства,
отраженные и преломленные на русской
почве во времени, сошлись в моих мыслях,
моём сердце. И я, молодой директор беру
с собой этот бесценный багаж и устремляюсь вперед, чтобы найти ту единственную,
верную, выбранную по зову сердца новую дорогу, спотыкаясь и падая, но вновь
вставая.
Я хочу двигаться дальше, хочу жить в этой профессии и
творить!
Но у меня, как и у многих молодых коллег, возникают
вопросы, ответы на которые я надеюсь найти.
Как организовать школьную жизнь так, чтобы помочь детям
научиться учиться, добывая необходимые знания из безбрежного океана информации?
Как в школьных буднях добиться высокого уровня обучаемости,
а не обученности, как вернуть тягу к знаниям?! Как обеспечить безопасность в
наше тревожное время?
Как подвигнуть учителя. Достаточно ли современному учителю
не быть только хранителем времени,
копилкой знаний, а стать ярким профессионалом? Как сделать комфортными условия
его, по сути, жизни в школе?
А, выбранная мною профессия, – мужская или женская?
И где я могу найти ответ на вопрос: какая глобальная идея
заложена в подушевом финансировании?
Но, безусловно, главный вопрос: почему так низок статус
профессии педагога?
Очевидно, что
проблемы и противоречия сами собой не решаются. Я не один задаюсь такими
вопросами, которые являются отражением парадоксов современного образования, а
значит, у каждого молодого директора должны быть точки опоры.
Полагаю, что я нашел их для себя. Это и традиции
отечественного просвещения, и идеи
гуманизма, это и авторитет наставника, и
мои коллеги, и мой любимый школьный учитель Крившенко Лариса Григорьевна,
верящие мне … и в меня, и, без сомнения, доверие детей… Я часто говорю: Мои
учителя, Моя школа… не от того, что чувствую себя барином, а потому что чувствую
свою ответственность и их надежду, потому, что вижу в них свою семью: разделяя радости
и горести, взлеты и падения.
Легко ли быть молодым директором?
И нет, и да. Да – потому что можно позволить себе помечтать,
оторвавшись от еженедельной рутины проверок, от опеки начальства, о своей идеи (виртуальной
образовательной игре в школе), которая позволит современным многим слабым ученикам
найти мотивацию обучения, а значит покорить новые вершины, а оттуда, свысока, лучше
увидеть решение тех вопросов, которые мы задаем себе и которые предлагает время…
Помечтать и постараться осуществить свои и их мечты вместе!
Времена не выбирают, но Время не стоит на месте… Время,
вперёд!
Вы на второй фотографии очень хорошо выглядите)
ОтветитьУдалитьОчень серьезный)))) Да и там момент был весьма официальный. Встреча по поводу "Молодежного парламента", который уже в мае начнет действовать.
УдалитьПобольше бы таких молодых людей нашему городу!)
ОтветитьУдалитьВсегда можно влиться в ряды таких людей!))))
УдалитьВладимир, здорово, что ряды учителей информатики поплняются такими замечательными специалистами и яркими личностями! Успехов вам во всех начинаниях! Замечательный блог!!!
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо Наталья Владимировна за комплименты! Блог живет и развивается. Уже точно знаю, что в январе всех посетителей блога ждут сюрпризы!)
УдалитьДоброго времени суток, я в этом году стал претендентом на конкурсе "Учитель года" - мне интересно Ваше мнение о моем ресурсе. Если будет свободная минутка - заходите и оставьте свое мнение - буду рад его услышать
ОтветитьУдалитьПобывал на Вашем блоге. Интересный материал, но в оформлении... что-то простое. Недопустимо учителю информатики делать просто шаблон блога. Изюминки не хватает, хотя очень понравились задумки с часами и погодой!
УдалитьЗдравствуйте. Извините, но мне не совсем понятна фраза: "Под прицелом видеокамер и вместе с главой городской Администрации В.Л. Евлановым мы сделали свой выбор". А если не под прицелом?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! То сделали бы свой выбор, но фото я бы не смог выложить!)
УдалитьВладимир, СПАСИБО!
ОтветитьУдалитьне за что, просто меня всегда упрекают за "такие" слова. Постараюсь избежать данного оборота речи в следующий раз!
УдалитьУ меня вопрос, может и не в тему, интересует как вы сделали такое динамическое меню. Проконсультируйте.
ОтветитьУдалитьJava script
УдалитьУчусь на 3 курсе на учителя математики и экономики. По предмету - ИКТ в образовании было задание - просмотреть блоги учителей информатики и выяснить, есть ли там портфолию. Зашла на ваш блог и приятно удивилась. Так много полезной и интересной информации. Все сделано очень красиво, выдержано. Стиль приковывает внимание, а информация не позволяет оторваться. Все очень интересно. Это здорово, когда молодые учителя амбициозны и хотят чего-то сделать. Вы нам подаете хороший пример, спасибо! Расскажите пожалуйста, откуда вы берете свои идеи, и все ли свои идеи вы можете воплотить в жизнь? Или же что-то пока только в проекте?)
ОтветитьУдалитьДобрый день. Мне помогают креативные друзья. Считаю, что трудно в наше время избежать штампов. Люблю, когда все строго, выдержано и с отличительной деталью. У меня есть прекрасные ученики, которые предлагают разные варианты, а я всегда прислушиваюсь, обдумываю и лучше воплощаю на страницах блога или школьного сайта. Сейчас трудно придумать что-то новое на блоге, хотя, есть идея о создании пары дополнительных иконок-страниц, чтобы там размещать раз в неделю статьи об использовании различных технических средств. Возможно, коллегам других предметов будет интересно использовать эти возможности ИКТ на своих уроках. Что-то вроде инструкций!
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить